суббота, 28 марта 2020 г.

Печаль моя светла...




    Эпидемия конца XVII столетия была одной из самых сильных за всю историю Чехии. В Праге умерло 13000 человек. Только лишь в одном городе пражском Мала Страна ежедневно умирало 20 человек.  И городские управления четырех городов пражских, включая и управу пражского гетто, принимают решение создать специальные моровые кладбища. На правом берегу Влтавы возникает кладбище Ольшанское, получившее название по имени маленькой деревушки Ольшаны, которая тогда и не подозревала, что ее имя, благодаря этому будет увековечено. На Ольшанах хоронили успоших жителей Старого и Нового городов. Недалеко появляется еврейское моровое кладбище, частично оно сохранилось до сегодняшнего дня. На его месте в конце XX столетия была поставлена Жижковская телевизионная башня.
    На левом берегу, в районе Коширжи, рядом с моровым госпиталем, поставленном доминиканцами на своих виноградниках, начинают хоронить жителей Малой Страны и Градчан.
    Императорский двор во главе с Рудольфом II Габсбургом покидает Прагу. Целый год судьбы земель империи незаходящего солнца вершились из западно-чешского города Плзень. Именно в Плзни Рудольф II дал обет - по окончании эпидемии поставить на подворьи Страговского монастыря премонстратов костел святого Роха. В 1602 году был положен первый камень, а в 1606 он уже был освящен. Но его ждала беспокойная судьба. Много раз костел был осквернен и освящен заново. Причин тому было много. Святой Рох, известный факт, является одним из защитников при моровых эпидемиях. Однажды у селянина из соседней к костелу деревушки Бржевнов, заболела корова. Кормилица, спасительница и во время эпидемий, и во время голодоморов, которые бичевали земли чешские ничуть не меньше, чем Черная смерть. Дабы укрепить силу своих молитв и просьб о защите, решил селянин прийти со своей коровой прямо в косстел. Сила надругательства над Божьим домом была столь велика, что корова пала замертво, как только оказалась под сводами костела. Как уж селянину удалось избежать наказания, история умалчивает. Но костел пришлось освящать заново.
     После указа императора Йозефа II о запрете погребения в черте городов, и Ольшанское кладбище, и моровое еврейское, и Малостранское стали местом общего погребения.
    Ольшанское нынче является самым большим в Чехии. Еврейское подлегло потребностям современности, сохранился лишь маленький уголок. Значительно уменьшилось и Малостранское кладбище. Нынче оно зажато между двумя магистралями, словно оазис покоя и последнего прости некогда живущих людей. На Малостранском кладбище, рядом с общей могилой иезуитов, которые мужественно сражались во время моровой эпидемии, им всем был присвоен титул "Жертвы любви", упокоились многие известные люди Чехии. Отец и сын Криштов и Килиан Игнац Динценхофферы - гении архитектуры эпохи  барокко. Франтишек Рингхоффер - почетный гражданин и староста  Смихова. По всему миру найдутся любители чешского пива Велкопоповицкий Козел, но мало кто знает имя основателя этого пивовара. Это Франтишек Рингхоффер.
     В стороне от главной аллеи можно увидеть совсем небольшой надгробный камень с именами супругов Душковых. Именно они пригласили в Чехию Моцарта, и благодаря им, в истории столицы есть целая глава "Моцарт, Прага и пражане".
     На Малостранском кладбище есть захоронение Александра Антонина Игнаца Шанского - молодого врача, выпускника пражского университета Карла-Фердинанда. Александр Антонин - последняя жертва последней эпидемии в Чехии, закончившейся в 1715 году. Делом жизни Александра Антонина была проблематика диагностики, симптоматики и лечения жертв моровых эпидемий. И моровая же эпидемия положила конец его блистательной карьере. Современники отзывались о нем, как об одном из самых одаренных докторов начала XVIII столетия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий