понедельник, 23 марта 2020 г.

Под знаком пандемии. Часть четвертая.




     За свою более чем  тысячелетнюю историю Праге дважды было суждено судьбой быть столицей Священной Римской империи. При Карле IV Люксембурге, и при Рудольфе II Габсбурге. XIV столетие и рубеж XVI и XVII. Времена то были яркие, богатые на великие свершения. При дворе обоих императоров творили гениальные архитекторы, скульпторы, живописцы, ученые. При Карле IV в Праге открывают университет - первый севернее Альп и тринадцатый по счету в Европе. Начинается строительство второго каменного моста через Влтаву, именно он нынче носит имя великого императора - Карлов. Начинается строительство Кафедрального собора святых Вита, Вацлава и Войтеха. По указу императора основывают Новый город - один из четырех исторических городов, которые нынче составляют историческое ядро Праги, включенное 14.12.1992 в Список культурного наследия ЮНЕСКО.
    Новый город, указ о начале его строительства был подписан 08.03.1348. Карл IV умел не только ставить грандиозные задачи перед подданными, он еще и создавал такие условия, при которых подданные с огромным желанием исполняли любую его прихоть. Было сказано: "Каждый, кто построит свой дом быстрее, чем за 18 месяцев, получит освобождение от всех налогов на 12 лет." Предполагается, что на правом берегу Влтавском возник этакий средневековый строительный муравейник, и Новый город был отстроен, учитывая все пожелания короля и императора. Но, в 1349 году Чехию накрыла очередная волна мора, или Черной чумы. К сожалению, сведения о моровых эпидемиях в Чехии крайне эпизодичны и хаотичны, и собрать их в целостную картину весьма сложно. Так что для меня вопрос, а как же в условиях эпидемии продолжалось строительство Нового города, остается открытым.
    Рудольф II Габсбубрг - редкостно неординарная личность. О нем написаны сотни книг и художественных, и научных. И он смог собрать при дворе блистательную плеяду гениальных художников, скульпторов, живописцев и ученых. Именно при нем Прагу начали называть "Золотой".  Если Карл IV  планировал построить в Праге "Небесный Иерусалим", то Рудольф II  искал логику в теории хаоса. Это подтверждает его богатейшая коллекция, где было собрано все, начиная от корней мандрагоры до полотен величайших мастеров живописи. К сожалению, Черная чума не пощадила Чехию и во времена "Золотого века".
    За 366 лет (период с 1349 года по 1715) моровые эмидемии приходили в Чехию 32 раза. Число 366 действует на меня немного пугающе. Любая эпидемия вызывала волны коллективного психоза. Люди истерично искали виновников, и чаще всего находили. Искать причину в себе, принимая мор, как Божий трест, было слишком неудобно, тем более виновники всегда были под боком. Еврейские гетто были в любом городе, и в Праге, конечно же, тоже. Евреев обвиняли в том, что они заражают воду, принимая ритуальные ванны. Были обвинения и в осознанном отравлении  воды. Причина высокой смертности в гетто была лишь в том, что там была очень высокая плотность населения, при гигиенических условиях очень низкого уровня.
    При начале эпидемии, городские советы принимали всевозможные меры охраны. Глашатаи оповещали горожан о мерах защиты. Запрещались все увеселительные мероприятия. Призывали к повышению мер личной гигиены. Церковь призывала к покаянию,  посту, запрещала сквернословить и призывала к милосердию. Повсюду звонили колокола. Считалось, что колокольный звон останавливает эпидемию. Уже много позже, спустя столетия будет определена закономерность. Болезнетворные бактерии, вирусы, грибки - все они являются низкочастотными организмами. А колокольный звон воздействует не только на человека, изменяя частоту вибраций клеток, но и на окружающую среду. Колокольный звон снижает активность патогенных организмов. Молекулы гриппа, чумы, тифа, кори и холеры сворачиваются и превращаются в кристаллики. Колокольный звон стерилизует воздух.
    Особое внимание уделялось чистоте одежды, особенно верхней и спального белья. Запрещалось выливать в окна помои (как мило). Не рекомендовалось употреблять в пищу сырые овощи и и другие продукты, не прошедшие тепловую обработку. Особо не рекомендовалось употреблять в пищу рыбу.
    На домах христиан, куда мор уже заглянул рисовали черные кресты. На домах иудеев - желтые круги.
    Для защиты городов, резко ограничивали доступ в них. Закрывались ворота, ведущие в город. Путникам необходимо было иметь при себе докторское заключение о состоянии здоровья. Во время последней моровой эпидемии в Чехии, в 1713-1715 годах, городской совет Нового Мнеста на Моравии, принял решение никого в город не впускать. Мещанин из Колина, пан Сладек, прибыл к городским стенам вместе со своей женой и четырьмя детьми. Просьбы впустить их в город к родственникам, остались безуспешными. Они пришли с северо-востока Чехии, где вовсю уже свирепствовал мор. Тогда пан Сладек расположился с семьей в полуразвалившейся лачуге на берегу Черного озера, недалеко от городской крепостной стены. Нашлись смельчаки, которые приносили им еду и  оставляли у входа в лачугу. Общение с пришельцами было запрещено. Однажды ночью поднялся сильный ветер. Самая младшая дочка пана Сладека горько плакала. Мать пыталась успокоить ребенка. Но девочка сквозь рыдания повторяла снова и снова: "Я видела ее, она стоит там у озера вся белая!!!"  Легенда повествует, что сквозь завывание ветра был слышен демонический смех: "От меня никуда не убежите, я повсюду!!!"
    К утру ветер стих. Еда, которую принесли к лачуге милосердные горожане осталась нетронутой. Спустя несколько дней, люди все-таки решились открыть двери и от увиденного их сковал ужас. Вся семья была мертва. Лачугу обложили дровами и подожгли. Позднее, на это место был положен камень с именами умерших. А на городской площади был поставлен Моровый столб, в благодарность за спасение. Черная чума так и не смогла проникнуть в город. Правда венчала тот столб не статуя Девы Марии, как обычно, а святой Анны... Почему так? И этот вопрос, для меня пока остается открытым.
   

Продолжение следует...

Комментариев нет:

Отправить комментарий