вторник, 18 февраля 2020 г.

Любите искусство в себе, а не себя в искусстве

Сегодня не будет о мистичности Праги и магии ее чисел. Хочу поделиться с вами размышлениями о тяжкой судьбе гида-женщины))). То, что я закончила театральный институт, писалось мной много раз. По образованию я театровед со специализацией организация, планирование и управление театральным делом. Поскольку почти уверена, что могут найтись среди моих, увы, очень малочисленных читателей знатоки вопроса, сразу оговорюсь, за точность написания специализации не ручаюсь, а доставать диплом лень. Так уж сложилось, что  прямо по специальности я и не работала. Но много лет жизни рядом с актером, и соответственно, находясь в котле театральных и около страстей, мало-мальское представление  о предмете я  имею. Но и не об этом речь. Не знаю, какой бы из меня получился театральный критик, или например, директор театра, может быть и неплохой. Но я точно знаю, что находить жемчужные зерна я научена.
Так вот о двух главных зернах, которые были посеяны моими потрясающими институтскими преподавателями и будет речь моя. Речь короткая, и надеюсь много объясняющая. Споры о том, каким должен быть гид ведутся постоянно. Да никому гид ничего не должен кроме себя. Хочешь быть востребованным - будь им. Громада знаний еще не делает человека хорошим гидом. Часто случается, что очень даже наоборот. Убеждена, что из технарей по образованию получаются лучшие гиды, потому что они умеют отсекать все лишнее. А отсекать нужно уметь жестко. А все почему? Да потому что есть гениальная установка Станиславского - любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Экскурсия - это совместное творчество гида и туристов. При этом туристы платят за это удовольствие деньги. И вот тут-то гид действительно должен чувствовать, что и в каком ключе рассказывать, а что можно оставить за кадром. Ежели гид ставит перед собой только одну задачу - продемонстировать свою эрудированность, то надобно поинтересоваться у туристов-зрителей, а они готовы платить за бенефис незнакомого им человека, или нет.
Зерно номер два. Есть в театральном институте такой предмет - Теория драмы. Интереснейший предмет между прочим. Но я обещала быть краткой. Хоть драма, хоть траги-комедия, хоть рассказ гида, который может включать в себя все, должен строиться по простой схеме: предыстория, завязка, действие, кульминация, развязка, финал, послесловие.  Помните, что все гениальное просто!!! В рассказе должна быть логика. Все сказанное должно иметь смысл, хоть информационный, хоть эмоциональный. Когда туристы понимают и чувствуют, а зачем им рассказывают о том, или ином факте, они соучастники процесса, и вот тогда возникает интерес, причем взаимный. В противном случае, действо превращается в бенефис гида. Читайте предыдущий абзац.
Труд гида тяжкий. А труд гида-женщины вдвойне. Мужчин-гидов любят туристы женщины, и туристы мужчины - ибо есть некая мужская солидарность. Женщин-гидов не любят мужчины, потому что они волей-неволей, на некий отрезок времени попадают под  влияние женщины))), и не любят женщины - срабатывает вечный инстинкт соперничества))). Это все шутки, конечно. А если серьезно, то есть только две силы, которые творят чудеса - это любовь к делу, которым ты занимаешься, и милосердие, если угодно, любовь к ближнему своему.
За долгие годы работы я научилась многому, но есть установки, которые стали основополагающими для меня: не кичись своими регалиями, всегда найдется тот, у кого их гораздо больше. Не навешивай ярлыки, твое мнение, ну совсем не есть истина в последней инстанции. Не создавай из себя нерукотворный памятник, жизнь не в статичности, а в движении.
Я очень благодарна всем, кто когда-то обратился именно ко мне. Спасибо за доверие, спасибо за подаренное время, и за деньги, которые вы мне привезли тоже спасибо. Но, деньги все-таки далеко не на первом месте. Главное, что вы даете мне уверенность в том, что я не зря топчу эту землю. Все не зря.
О мистике и магии, возможно, завтра!!!
Идем на весну, мои дорогие!!!

Пражские секреты. Часть вторая.

На чем это мы вчера остановились? А остановились мы не "на", а у Ратуши Старого города. Ненадолго задержимся. Можете достать линейку, карандаш, транспортир или треугольник. Обязательно возьмите карту Старого города. Хотя не надо карту, вы же не знаете те дома, о которых пойдет речь. Тогда придется поверить мне на слово, а вот уже потом, гуляя без гида, найти на карте эти дома самостоятельно. Если, конечно, захотите.
Есть в Старом городе пражском два дома: "У черного солнца" и "У черной звезды". Если их соединить прямой линией, то Ратуша окажется прямо посередине. Теперь опустим в эту точку перпендикуляр. И знаете что он пересечет? А вот ни за что не догадаетесь))) Староновую синагогу. Кстати, самую старую сохранившуюся синагогу в Европе. А теперь остается сделать еще одну, очень простую операцию -  соединить линиями все три архитектурных объекта. И получим мы в результате манипуляций, равносторонний треугольник. Не верите? Зря. Проверяли много раз. Случайность? Замысел? Не могу знать, но факт остается фактом.
Для любителей квестов: направо от Ратуши пойдете, дом "У черного солнца" найдете. Налево  пойдете, к дому "У черной звезды" придете. Ну а Староновая синагога место очень известное, тут не промахнетесь. Как опознать дома, по сути, с говорящими названиями? Изучайте домовые знаки, их много сохранилось в  Старом городе. Очень они были актуальны почти до конца 18-го столетия. До той поры не было никаких названий улиц, никаких тебе номеров на домах, одни сплошные домовые знаки. А почему? Да потому, что в основной массе народ оставался безграмотным. И цифорки, и буковки не имели никакого смысла. Только после того, как королева чешская Мария Терезия Габсубрг (единственная королева чешская, которая была правительницей сама за себя, а не получила титул королевы лишь потому, что была супругой) провела образовательную реформу, имело смысл проводить и почтовую. Что и было успешно сделано.
К вопросу о табличках с названиями улиц. Их располагают только в начале, конце улицы и посередине. В начале 14-го столетия, кажись не ошибаюсь, улицы Старого города начали освещать корзинами с тлеющими углями. Вот так, с 14-го столетия до дня сегодняшнего, улицы и "освещаются" только в трех точках. Те, кто был побогаче и ехал в повозке (не рискну написать в карете), всегда имел с собой слугу, бегущего впереди с факелом, который можно было "подзаправить" от углей. А вот потушить факел можно было в выемке каблука. Что такое каблук? Об этом в следующий раз, если позволите.
Мы с вами пойдем налево по улице Карловой. Она делает несколько резких зигзагов, если начерить траекторию этой улицы, забавная картинка получается. Вы уже устали? Потерпите, осталось совсем недолго. Смотрите на номера на домах, нумерация начинается от Влтавы, то бишь от набережной, так что чем ниже номер, тем ближе мы к Карлову мосту. Только смотрите номера на синей табличке. Впрочем, если вас интересует покупка какого-нибудь дома в Старом городе, запросто смотрите и на красную, там написан кадастровый номер. Стоит только забраться в Реестр недвижимости, набрать нужное число,  и вы узнаете все-все о заинтересовавшем вас строении. Итак, один поворот, второй, третий и мы почти у цели.
Тут кстати, и до дома "У черной звезды" рукой подать...
А продолжение следует...

понедельник, 17 февраля 2020 г.

Пражские секреты



Всегда мне бесконечно сложно ответить на праздный вопрос -  вот все говорят, что Прага мистический город, а почему? Вопрос именно так и звучит. И я точно знаю, что ответить на этот вопрос я не смогу. Мистичность или чувствуешь, или ты не готов к этому. Ну, а когда человек не готов, то Прага даже не станет озадачиваться тем, чтобы приоткрыть завесу своих бесчисленных тайн. И гид тут не поможет, любой гид, даже самый замечательный, профессиональный, желающий помочь будет бессилен. Главное, не стоит обижаться и расстраиваться. Всему свое время и у каждого из нас свои задачи в этой жизни.
Этот текст не есть тест на чувствительность к мистичности Праги, отнюдь. Он лишь информация к размышлению. О чем? Надеюсь вы поймете.
Представьте себя на Староместкой площади в Старом городе пражском. Встаньте спиной к Ратуше так, чтобы был хорошо виден храм Девы Марии пред Тыном. Посмотрите на шпички башен. Вы видете там кресты? Нет. И я не вижу. А их там и нет, потому что там Вифлиемские звезды. Прекрасно будет видна Дева Мария в золотом ореоле, а под ней чаша с маленьким белым кругляшком сверху. Знаете что это такое? Не знаете, и знакомитесь с Прагой без гида? Тогда, может быть, у вас есть туристический справочник? Тоже нет. Жаль. Надеюсь, что такое Вифлиемская звезда и кто такая Дева Мария вы знаете точно. С чашей все проще. Это чаша причастия, куда наливют освященное вино, символизирующее кровь Христову. А вот беленький кругляшок - это лепешка, которая  символизирует тело Христово. Что чаша и кругляшок делают на храме? Об этом можно спросить мистра Яна Гуса, что возвышается над площадью. Это он только с виду  так же сух на слова, как сух телом. Он был столь красноречив в свое время, что сумел пошатнуть сами основы церкви католической. Правда, из искры его проповедей возгорелось пламя, которое его и поглотило, но это уже совсем другая история.
Посмотрите на знаменитые астрологические часы. Сначала на вершину башни. А что у нас там? А там у нас вращающийся диск Солнца - символ языческого бога Свантовита, одно из главных у западных славян. Свантовит - святой Вит, почти стихи. А кто там у нас сидит в нише над коваными окошками, которые открываются каждый целый час? Петух - символ и Свантовита и позднее святого Вита. А сидит он там не только для того, чтобы своим криком приветствовать пришествие нового дня или часа, а чтобы защитить нас. Вдруг мы в сомнениях о мистичности Праги подойдем к часам с дурными намерениями, вот тут Петух нам в помощь. Ведь на крыше Астрологических часов лежат два Василиска, которые очень не любят когда кто-то относится к часам легкомысленно, он может так разозлиться, что парализует неверца!!! И только Петух способен угомонить Василиска. А кто такой Василиск? Ой, в эти дебри даже не будем забираться, потому как провалимся мы в такие глубины темного язычества, что потом долго-долго будем выбираться. А оно нам нам надо? А оно нам не надо. Нам еще на Карлов мост бы добраться, пробежать под мостовыми башнями, глянуть на шпили храмов малостранских, и конечно же, хотя бы помахать рукой кафедральному собору святых Вита, Вацлава и Войтеха.
Так что на сегодня все. Продолжение следует)))

воскресенье, 12 марта 2017 г.

Вацлав четвертый и три Яна. Часть третья.




 В любую погоду, в любое время года и дня, на старейшем каменном мосту пражском, что зовется Карловым, можно увидеть людей, старательно натирающих цоколь бронзовой скульптуры святого Яна Непомуцкого. Что они загадывают? Мне неведомо... Но знаю, что ни в чем неповинный Ян Непомуцкий, стал жертвой приступа неуправляемой агрессии короля Вацлава четвертого, с юных лет страдающего тяжелым алкоголизмом. А вот святым Ян стал по неволе, или вернее по воле Ордена иезуитов, в угоду их властым амбициям.
     Так что же случилось 20 марта года 1393-го? Накануне трагических событий, архиепископ пражский Ян с Инштейна утвердил нового настоятеля Кладрубского монастыря, а Ян Непомуцкий, будучи нотариусом, скрепил это назначение всеми надлежащими подписями и печатями. Все это было сделано, вопреки воле короля - Вацлава четвертого. Очевидно, что рано или поздно, архиепископу пришлось бы держать ответ за содеянное. По приказу короля, 20 марта 1393 года, архиепископ пражский, в сопровождении Яна Непомуцкого и Микулаша Пухника прибывает в Прагу. Король явился на аудиенцию в изрядном подпитии. Архиепископа и его спутников было велено отвезти в Старый город пражский. В наступившей сумятице, архиепископу удалось скрыться. А вот его спутникам предстояло пережить допрос с пристрастием под режиссурой самого короля, который напиваясь все больше и больше, терял связь с реальностью. Ни о какой тайне исповеди королевы Софии Баварской, супруги Вацлава четвертого речи не шло!!! Плевать король хотел и на тайны супруги, впрочем, как и на саму супругу. Его интересовали планы архиепископа, о которых ни Ян Непомуцкий, ни его спутник ничего не знали! А, может быть, все-таки знали...

суббота, 4 марта 2017 г.

Вацлав четвертый и три Яна. Часть вторая.



Ян с Интштейна. Часть 2.

     Архиепископ пражский, Ян с Инштейна был на 12 лет старше короля. Этих людей связывали и дружба, и совместные интересы. Ян с Интштейна до своих 30-лет вел бурный, веселый образ жизни. С огромным энтузиазмом отдавался охоте, балам и пиршествам, с обильными винными возлияниями. Вполне привычная жизнь светского повесы из богатой семьи. При этом, Ян с Инштейна был очень образованным человеком, не было ни одного европейского университета, где бы он не обучался. Он сочинял стихи и музыку, но тяжелая болезнь, когда состояние Яна балансировало на грани жизни и смерти, полностью изменила его отношение к миру. Довольно частое явление. Именно тогда, во время болезни у Яна начались видения. Эта особенность сопровождала архиепископа пражского всю последующую жизнь.

вторник, 21 февраля 2017 г.

Вацлав четвертый и три Яна. Часть первая.

Те, кто хоть раз побывал в Чехии, конечно же, слышали имена: Вацлав четвертый Люксембург, Ян Непомуцкий и Ян Гус. С Яном с Инштейна сложнее, тут уж как повезет с гидом. Чаще всего это имя не только не упоминается, но оно и незнакомо некоторым экскурсоводам. Увы. Кто-то приезжает в Чехию пивка испить, кто-то здоровье поправить, кто-то приезжает за эмоциями и впечатлениями. Все больше становится самостоятельно путешествующих туристов. И это радует. К сожалению, все, что я читала в предлагаемых справочниках, или слышала из аудио-гидов, видимо, там отсутствует регуляция звука, и остаться безучастным не получается, не только очень далеко от исторической правды, но еще и вульгарно искажено в угоду красивости изложения. Я очень дурно отношусь к таким вещам, а посему...


среда, 15 февраля 2017 г.

Чешский Крумлов - женские судьбы (Часть 3) - Элеонора Амалия Шварценберг

Спустя двести лет, в 18-ом столетии Крумловский замок пережил еще одну трагедию. Речь пойдет об Элеоноре Амалии Шварценберг, урожденной Лобковиц, которая после смерти своего супруга - Адама Франца Шварценберга, перебралась на проживание с замка Глубока над Влтавой, в Чешский Крумлов.